Переворот боком (колесо), курбет, вальсет, рондат .
Колесо, или переворот в сторону, одно из основных акробатических упражнений, характеризующих развитие ловкости. Для акробата-прыгуна колесо имеет особое значение: оно является составной частью рондата, элемента, с которого начинаются почти все акробатические прыжки. Колесо и рондат — разгонные элементы. От скорости, точности и быстроты их выполнения будет зависеть высота прыжка, а следовательно, и возможность сделать в воздухе большее число оборотов.
Исполнение. Наклоняя корпус и руки вправо, ученик одновременно приподнимает левую ногу вверх, делая замах, затем ставит
левую ногу на землю, одновременно перенося на нее центр тяжести с правой ноги. Взмахом рук и резким сгибанием корпуса справа налево он ставит левую прямую руку на пол на линию левой ноги. Коснувшись левой рукой земли, он отталкивается левой ногой от земли н делает взмах правой прямой ногой снизу вверх, затем ставит правую руку на линию левой по ширине плеч и через стоику на кистях переносит центр тяжести с левой руки на правую. Коснувшись землю правой рукой, ученик левой рукой отталкивается от пола; толчком правой руки, сгибая корпус, он становится на землю сначала правой, а затем левой ногой и принимает исходное положение (рис. 1).
Примечание. Данное упражнение как бы имитирует вращение спицы колеса. Следует обратить внимание на корпус, который должен быть прямым, без прогиба в пояснице. Руки все время прямые, ноги тоже.
Обучение.
Подводящие упражнения:
а) махи ногами в сторону. Во время маха коснитесь прямой ногой руки,удерживая руки на уровне плеч, несгибаясь. Махи выполняйте медленно,быстро и очень быстро;
б) широкое разведение ног в стороны до положения близкого к прямому шпагату, без наклона вперед;
в) наклоны в сторону. Наклоняйтесь до опоры рукой о пол, слегка сгибая опорную ногу, и, поднимая свободную, оттолкнитесь рукой и выпрямитесь в исходное положение (рис. 1.б).
Выполни это упражнение несколько раз вправо и влево, и следите за точностью наклона, четкостью отталкивания и сохранением равновесия. Свободная нога все время прямая;
г) стойка на руках махом. Стойку выполняйте из положения руки вперед-вверх широким шагом вперед.Руки ставьте на пол на расстоянии шага от ноги на ширине плеч. Стойте прямо, не сгибаясь и не прогибаясь, смотрите на кисти рук;
д) перенесение веса тела на правую и левую руку в стойке на руках. Это упражнение выполняйте у стены или с поддержкой товарища.
Определение толчковой ноги. Для определения толчковой ноги и стороны, наиболее удобной для выполнения колеса, рондата и поворотов в прыжке, проделайте несколько раз следующие упражнения:
1) стойку махом толчком то левой, то правой ногой;
2) шпагат на правую и левую ногу;
3) поворот прыжком на 360° и более градусов то направо, то налево.
Удобство и легкость выполнения этих упражнений с левой ноги и в левую сторону говорят о том, что колесо следует разучивать влево. Если совпадают не все три показателя, то лучше ориентироваться на легкость и удобство выполнения поворота, так как разучить толчок или шпага г значительно легче, чем повороты или пируэты.
Основы техники и указания к разучиванию (рис. 1). Колесо можно разучивать на любой ровной площадке. Проведите шесть коротких линий по одной прямой на расстоянии 50 см одна от другой. Встаньте на первую линию и, если вы будете делать колесо влево, поднимите левую ногу вперед, левую руку вперед, правую — вперед-вверх. Это исходное положение. Затем сделайте шаг левой на вторую линию, сгибая ее, и, одновременно наклоняясь вперед, направьте левую руку к третьей линии. В момент касания левой рукой пола сделайте сильный толчок левой ногой с одновременным махом правой. За счет этого создается вращательное движение тела. Затем, перенося тяжесть тела с левой руки на правую, поставьте ее на четвертую линию. Продолжая вращение, правую ногу поставьте на пятую линию в полусогнутом положении, выпрямленную левую на шестую. При выполнении колеса смотрите на руки: в начале колеса — на левую, проходя через стойку, — на правую.
Уясним основные моменты техники выполнения колеса. Возьми гимнастический обруч, поставь его вертикально и отпусти руку. Обруч сразу же упадет в сторону. Теперь слегка толкни его вперед из этого положения. Видите, обруч упал не сразу, а через 2—3 м. При сильном толчке он покатится через весь зал. Учитывая, что принципы продвижения обруча и колеса сходны, делаем вывод: быстрое движение вперед облегчает выполнение колеса.
Продолжим наблюдение. Поставь обруч не вертикально, а с небольшим наклоном и толкни. Заметьте, обруч покатился не прямо, а по дуге в сторону. Точно так же и в акробатическом колесе: если тело будет в прогнутом или согнутом положении, то продвижение будет не прямолинейным и прыгун сойдет с дорожки. И третий момент, от которого зависит точность и скорость выполнения колеса, — последовательность опоры.
Итак, вы должны решить три задачи:
— развить скорость за счет актив
ного толчка и быстрого маха;
— сохранить прямое положение в стойке на руках путем многократногоповторения стоек с выпрямленным телом (у стены или с поддержкой товарища);
— добиться четкой последовательности опоры путем ориентировки на проведенные линии (при постановке рук и ног) и развития гибкости в тазобедренных суставах.
Каждую задачу решайте отдельно. Например, в первых пяти подходах основное внимание уделите точности положения тела. В следующих пяти попытках контролируйте последовательность и равномерность опоры, ориентируясь на линии; затем добивайтесь высокой скорости исполнения.
Начинайте разучивание колеса, как и других упражнений прыжковой акробатики, в облегченных условиях. Для этого используйте:
а) помощь. Страхующий становится со стороны спины и при выполнении колеса влево правой рукой поддерживает под левый бок, левой -под правый. Можно страховать и вдвоем, тогда второй помощник встает на колено со стороны груди. Такая поддержка более надежна, но к ней нужно привыкнуть;
б) горку или небольшой уклон (при занятиях на берегу реки);
в) гимнастическую скамейку. Колесо делайте на скамейке так, чтобы руки поставить на край скамейки, а встать на пол.
Далее колесо осваивайте в такой последовательности:
— с шага;
— с подскока;
— с разбега и подскока;
— 2—3 колеса без остановки, или, как говорят акробаты, «в темпе».
Добиваясь при этом:
а) прямолинейности движения (для контроля используйте волейбольную или баскетбольную разметки зала);
б) широкой амплитуды движения (начинайте выполнение от стартовой линии и в каждой попытке стремитесь закончить 2—3 колеса как можно дальше);
в) скорости продвижения (кто быстрее) .
По всем этим показателям проводите соревнования между двумя, тремя или всеми занимающимися.
Вальсет.
Темповой подскок (вальсет) должен рассматриваться как эффективное средство для быстрого набора скорости и подготовки к выполнению последующих движений. Рассмотрим несколько технических разновидностей вальсета.
Закрытый вальсет - наиболее распространенная форма, при которой подскок выполняется на маховой ноге с вынесением вперед слегка согнутой в колене толчковой ноги и одновременным взмахом руками снизу вверх (рис. 2,а).
Туловище в момент подскока подается вперед для быстрого (без задержки) перехода на толчковую ногу. При выполнении такого вальсета немаловажное значение приобретает работа рук: взмах руками выполняется снизу вверх, но не до отказа. Руки при этом слегка согнуты в локтях, кисти опущены. Опускание кистей способствует округлению спины, что необходимо для быстрого сокращения мышц спины, растянутых на вальсете.
В зависимости от последующего элемента форма закрытого вальсета может изменяться. Перед короткой связкой (например, рондат - фляк) прыжок делается невысоким, длинным, с сильным наклоном туловища вперед. Перед длинной связкой прыжок обычно бывает более коротким. Перед отдельным элементом, в котором обязательно кратковременное максимальное разгибание тела (маховым сальто и пр.), вальсет должен быть утрированно закрытый, что способствует активизации разгибания. Открытый вальсет известен как «японский» (рис. 2, б).
Для «японского» вальсета характерно быстрое отталкивание, следующее сразу за полетом в прогнутом положении. Однако в зависимости от последующего движения характер постановки ног варьируется. Если за вальсетом следует рондат, переворот или другой низкий разгонный элемент, ноги ставятся при максимальном наклоне туловища как бы под себя. Когда же необходим высокий полет, то наклон тела (его «падение») прерывается стопорящей постановкой толчковой ноги.
Открытый вальсет наиболее пригоден в том случае, когда необходимо получить мощное вращательное движение. В частности, он эффективен при выполнении таких «мужских» элементов, как полуторные сальто в кувырок и др. Удобно выполнять с такого вальсета маховое сальто вперед в шпагат и т. п. Есть еще одна форма вальсета - с прямым положением тела в полете (рис. 2,в). Такой вальсет целесообразно выполнять перед сериями фляков,комбинациями, включающими темповые сальто.
Обучение.
В. Затруднения в обучении.
Вальсет не способствует набору необходимого переместительного движения.
1. Подскок выполнен точно вверх, без наклона («сваливания») вперед. Можно указывать условное место для постановки рук.
Вальсет не дает высокого вылета.
2. Подскок выполнен очень высоко. Необходимо утрировать «сваливание» вперед при выполнении вальсета.
3. Не используется переход с пятки па носок при отталкивании. Отход выполняется со всей ступни. Следует отработать постановку ноги па пятку с перекатом на носок.
Вальсет не дает необходимого вращательного движения.
4. В подскоке нет «сваливания». Толчковая нога выносится вперед. Выполнить подскок с установкой на дальность продвижения вперед.
5. Не отрабатывает полностью маховая нога. Выполнить вальсет, обратите внимание на работу маховой ноги.
Курбет.
Примечание. На разучивание этого упражнения следует обратить особое внимание.
Курбетные движения. В широком плане под курбетными движениями можно понимать все толчковые полу-перевороты. Их четыре: 1) собственно курбет, уже упоминавшийся выше и входящий в рондат и фляк; 2) обратный курбет - прыжок вперед с ног на руки, являющийся первой половиной переворота вперед толчком двумя ногами; 3) фордер - отталкивание с рук с разгибанием тела и его вращением вперед. Встречается как составная часть переворотов вперед и - гораздо роже - в самостоятельном виде; 4) полупереворот назад на руки, известный как первая часть фляка.
Для всех упомянутых движений характерно общее - наличие отталкивания, резко активизированного сгибательными (разгибательными) действиями всего тела, маховыми действиями свободных звеньев, и как результат ускоренное переместительное и вращательное движение всего тела в направлении движения маховых звеньев.
Собственно курбет. Выполняется из стойки на руках: гимнастка, оттягиваясь в плечах и округляя при этом спину, отталкивается руками от опоры, сгибаясь в тазобедренных суставах. Завершается курбет приземлением на ноги и полным выпрямлением. Наиболее эффективен курбет в составе переворота назад, когда он выполняется из максимально прогнутого положения. Выполнения курбета с места (то есть из статической стойки на руках) требует обязательного «сваливания» тела с небольшим провалом в грудной части, обеспечивающим разгон (рис. 3,а). В таком разгоне нет необходимости, когда курбет выполняется не с места, а как составная часть фляка (рис. 3,6). Предшествующее сгибанию («снятию курбета») разгибание тела обеспечивает наиболее удобные условия для его выполнения. Только максимально прогнутое тело, ориентированное по отношению к опоре примерно на 45-60°, обеспечивает выполнение эффективного курбета.
Завершение курбета может изменяться в зависимости от характера последующего движения. Стопорящая постановка ног на курбете целесообразна для выполнения высоких сальто. Проходящий курбет применяется для соединения низких разгонных движений типа фляков, темповых сальто и т. п. При выполнении курбета с места можно по желанию поставить ноги ближе или дальше на опору, что определяет стопорящий или нестопорящий характер курбета.
Рондад.
По существу рондат - это колесо с поворотом на 90°. Начало движения такое же, как при колесе, но правая рука ставится не по осевой линии движения, а несколько сбоку от нее (слева — при повороте налево), с разворотом кисти. Поворот начинается в стойке на одной руке (проходящее положение). Поочередная постановка рук позволяет хорошо подготовить последующий курбет. Голова в момент «прокатывания» по рукам несколько приподнята, взор устремлен на кисть дальней руки. Полный поворот на 90° совпадает с активным отталкиванием руками и курбетом. Голова при этом наклоняется на грудь, спина округляется. Характерным является «прокатывание» через слегка согнутые руки. Сгибание рук (небольшое и непроизвольное) - своего рода рессорный механизм, позволяющий подготовить двигательный аппарат гимнастки к активному, мощному курбету, завершающему рондат (рис.4).
Эффективным можно считать рондат, при исполнении которого: достигается быстрый и полный поворот в положение, удобное для курбета; действия курбета хорошо согласованы с отталкиванием; благодаря отталкиванию быстро поднимаются плечи.
Применительно к коротким соединениям рондат выполняется под себя, с очень быстрой круткой ног (рис. 5, а). При выполнении длинных соединений, где нужны скорость и разгон, рондат выполняется со «сваливанием» вперед и последующим махом больше через голову (рис. 5,6).
Обучение.
А. Исходная база.
1. Стойка на руках.
2. Курбет и.ч стопки на руках.
3. Колесо из любых положений с места, с вальеста.
Б. Основные упражнения.
1. Колесо с места, с вальсета. Разбег небольшой. Основная задача - акцентировать внимание на поочередной постановке рук и «прокатывании» по рукам. Необходимо очень хорошо прочувствовать одпоопорные положения.
2. Колесо с поворотом в стойку (можно выполнят!) па первых порах с помощью). Главное - быстрый поворот до прохождения телом вертикали.
3. Колесо с поворотом в стойку на руках и курбет. Упражнение выполняется по разделениям. Основное при исполнении данного задания - не спешить с курбетным движением до полного поворота в стойке. На курбете закрываться и наклонять голову на грудь.
4. Рондат. Главное на данном этане добиться хорошего «наката» и пер¬вой части рондата. Курбет выполнять активным бросковым движением сверху вниз.
В. Затруднения в обучении.
Выход из плоскости движения.
1. Затруднение связано с неполным поворотом плечом в стойке на руках (рис. 6, а). Вернуться к упражнению Б,2. Обратиться к упражнению Г, 1, акцентируя внимание на полном повороте плечом, не на курбете.
2. Ошибка, противоположная предыдущей. Выполнен чрезмерный поворот плечом (рис. 6,6). Вернуться к упражнениям Б, 1, 2 и обратиться к упражнению Г, 1. Г. Вспомогательные упражнения.Рондат с опорой на одну руку.
< Prev | Next > |
---|
Зрители шоу «Cheer» были шокированы, узн...